- Родственники не могут организовать успешный и процветающий бизнес в силу сложившихся между ними отношений (доверительных или, наоборот, недоверчивых).
- Именно родственники способны создать стабильно прогрессирующую структуру.
Причины неудач в семейном бизнесе

Вторая причина несовместимости родственников в семейном бизнесе – это отсутствие делового авторитета в глазах друг друга. Типичным тому подтверждением являются неоднократные насмешки, когда кто-то из членов семьи решает заняться бизнесом и предлагает организовать семейное дело.

Также часто встречающимися фатальными ошибками становятся неумение разграничивать личные и служебные отношения и назначение родственников на высокие должности. Отсутствие четкого и ясного понимания, что бизнес имеет свои правила и законы, к которым нужно прислушиваться, дабы иметь успех, приводит к обидам, раздорам и в конечном итоге либо к рушению семьи, либо бизнеса. То же самое можно сказать и о родственниках на хороших постах. Беря в команду на ответственную должность родственника, который не соответствует этой должности по опыту и навыкам, вы и усугубляете состояние дел, и тем самым обижаете родственника (поскольку он либо постоянно остается виноватым, либо считает, что вы недостаточно ему помогаете). МирСоветов рекомендует сначала поручить члену вашей семьи обязанности по силам, а с приобретением им необходимых знаний и опыта, повышать по службе.

Преимущества семейного бизнеса
О преимуществах семейного бизнеса можно говорить только в том случае, когда он правильно организован, успешно развивается и каждый задействованный в нем член семьи доволен своими и чужими результатами, т.е. в случае успешного семейного дела.
Правильно выстроенные отношения в бизнесе и общий интерес еще больше сближают членов семьи и увеличивают количество плоскостей их взаимодействия.
В семейном бизнесе, как правило, нет недомолвок, которые могут стать неожиданностью и повлечь за собой финансовые потери. Члены семьи обычно в курсе личных планов друг друга (свадьба, рождение детей и др.), что позволяет заранее предусмотреть и избежать возможных пробелов в делах. Сотрудники по найму, как правило, о подобных ситуациях молчат до последнего и ставят перед фактом зачастую в самый неподходящий момент.
По мнению МирСоветов, одно из преимуществ семейного бизнеса – возможность приобщить к нему своих детей, начиная уже со среднего школьного возраста. В процессе приобщения к бизнесу детей вы учите не теоретически, а практически, используя свой опыт и знания, полученные в конкретном деле. Наглядный пример родителей куда эффективнее действует, нежели ничем не подтвержденные поучения и теоретические знания в учебных заведениях.
Стабильно прогрессирующий и приносящий постоянный доход бизнес можно передать по наследству, обеспечив тем самым будущее детей (если только они будут продолжать начатое вами дело).
Как избежать конфликтов в семейном бизнесе

- Первым делом при организации предприятия оформляются уставные документы. В зависимости от совместно принятого решения относительно прав, обязанностей и роли каждого из членов семьи в данном деле, необходимо в уставных документах прописать учредителей и их долю в уставном капитале. Это предотвратит конфликт в случае отрицательного исхода организованного дела при разделе имущества.
- Закрепив за каждым из членов семьи какую-либо оговоренную должность, МирСоветов рекомендует составить должностные инструкции для каждой штатной единицы, в которых обязательно должны быть зафиксированы круг вопросов и задач, обязанности и ответственность, соответствующие каждой должности. Должностные инструкции помогают систематизировать трудовые ресурсы, рационализировать трудовой процесс, а также ограничить возможность «сования носа не в свои дела» тех, из-за любопытности которых зачастую и происходят серьезные семейные и производственные конфликты.
- Помимо этого должна быть четко определена вертикаль управления, чтобы никто из родственников не брал на себя лишних полномочий, делая неуместные замечания другим сотрудникам, поскольку подобные явления вызывают негодования в коллективе и разлагают трудовую дисциплину.
- Обязательно необходимо очертить и прописать, например, в протокольном решении заседания учредителей круг вопросов для совместного семейного обсуждения. На семейный совет должны выноситься все вопросы, которые касаются финансовой стороны не только предприятия, а и семейного бюджета (расширение бизнеса, увеличение уставного капитала, пополнение оборотных средств, кредитование, инвестирование, участие в тендерах и пр.).
- Прописать во внутреннем положении график работы и стараться придерживаться определенного режима работы. Очень часто именно по причине отсутствия в кругу семьи и постоянном пропадании на работе происходит распад семей и конфликтные ситуации в бизнесе.
- Обязательно необходимо одинаково справедливое отношение абсолютно ко всем сотрудникам независимо от родственных связей.
- Если ваш бизнес приобрел более громоздкие масштабы, и вы уже не в состоянии его контролировать прежними силами, целесообразно, отойти от дел и работы исполнителя, поставив на свое место проявившего себя в профессиональном плане родственника, а самому уделить больше времени и внимания семье.
- Очень важным моментом является привлечение в бизнес детей. Во избежание конфликтов личностей и принципов бизнеса необходимо руководствоваться в первую очередь интересами ребенка. Ни в коем случае идея семейного бизнеса не должна быть навязана вами. Ребенок должен сам прийти к тому, чтобы заниматься не просто бизнесом, а бизнесом, основанным его родителями. Причем заинтересовывать нюансами предпринимательства необходимо, начиная со средней школы, и не отказывать в удовлетворении любопытства относительно теории, практики и технологии развития, как вашего дела, так и бизнеса в целом. Возможно, именно ваш ребенок превратит начатое вами маленькое дело в международный и признанный бизнес.


Комментариев нет:
Отправить комментарий